Налоговые консультанты Санкт-Петербурга

Консультации, помощь в решении налоговых проблем

В ходе повторной налоговой проверки данные, которые не изменялись налогоплательщиком, не проверяются

На данное обстоятельство обратил внимание ФАС Северо-Западного округа, пояснив, что проводя повторную выездную налоговую проверку в связи с представлением уточненной налоговой декларации, налоговый орган имеет право проверить только измененные сведения, приведшие к уменьшению суммы налога. В Постановлении № А26-9968/2010 от 29.04.2014 ФАС указал, что нормы НК РФ не содержат запрета на подачу налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций за соответствующий налоговый период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки данного периода. Отсутствует запрет на подачу уточненной налоговой декларации и после принятия решения по результатам указанной проверки. Соответственно, праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации должно корреспондировать и полномочие налогового органа на ее проверку. В ходе повторной выездной налоговой проверки не могут быть повторно проверены данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не связаны с уменьшением суммы ранее исчисленного налога. Представляя уточненные налоговые декларации за проверенный период, общество с учетом выявленных в ходе проверки нарушений скорректировало в сторону увеличения доходную часть на те суммы, которые были доначислены ему по результатам выездной проверки.

Одновременно налогоплательщик внес изменения и в расходную часть деклараций, увеличив расходы при налогообложении прибыли и налоговые вычеты по НДС на основании дополнительных документов, которые не учитывались им при составлении первоначальных деклараций и, соответственно, не проверялись инспекцией в ходе выездной налоговой проверки. Указанные обстоятельства послужили основанием для проведения инспекцией повторной выездной налоговой проверки. Правомерен вывод судов о повторном доначислении налога на прибыль с одной и той же налоговой базы, в связи с тем, что разница между налоговой базой, задекларированной обществом в уточненных налоговых декларациях, и налоговой базой, определенной Инспекцией по итогам повторной выездной налоговой проверки, включенная налоговым органом в налоговую базу, с которой был исчислен налог на прибыль по итогам повторной выездной налоговой проверки, уже была включена в облагаемую налогом прибыль при проведении первой выездной налоговой проверки. Подобные действия не могут считаться правомерными.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники

Налогоплательщик не в праве произвольно изменять срок полезного использования основных средств

К такому выводу пришел ФАС Поволжского округа, признав, что налоговый орган пришел к правильному выводу о неправомерности произвольного сокращения срока полезного использования основных средств и единовременного списания обществом расходов по ним. В Постановлении № А65-26673/2012 от 30.04.2014 ФАС указал, что амортизируемым признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей. Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, — как сумма, в которую оценено такое имущество), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.

Пунктом 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ предусмотрен перечень амортизируемого имущества, которое не подлежит амортизации. Перечень основных средств, исключаемых из состава амортизируемого имущества, установлен пунктом 3 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ. Объекты основных фондов подлежат включению в соответствующие амортизационные группы. При этом стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники

Банкротство налогоплательщика препятствует зачету налога

Об этом заявил ФАС Восточно-Сибирского округа, пояснив, что применительно к правоотношениям, связанным с банкротством, оспариваемые действия налогового органа подпадают под понятие сделок, которые могут быть признаны недействительными. В Постановлении № А19-10693/2011 от 28.04.2014 арбитражный суд пояснил, что сделка, совершенная должником в отношении отдельного кредитора или иного лица, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка влечет или может повлечь за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами в отношении удовлетворения требований. Сделка может быть признана недействительной, если она совершена после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или в течение одного месяца до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Целью данного положения является исключение удовлетворения требований кредиторов в индивидуальном порядке. Следовательно, должник и кредиторы, в том числе налоговые органы, не вправе в случае возбужденного процесса банкротства и признания должника банкротом производить самостоятельный зачет сумм налогов, поскольку все требования об уплате обязательных платежей должны заявляться только в рамках дела о банкротстве, с тем, чтобы требования кредитора были включены в реестр требований кредиторов для удовлетворения в установленном законом порядке. Зачет требования допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Из материалов дела следует, что оспариваемая сделка (действия) совершены налоговым органом после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и повлекла за собой оказание предпочтения отдельному кредитору — Федеральной налоговой службе перед другими кредиторами в отношении удовлетворения требований, в частности к изменению очередности удовлетворения требований. На основании изложенного судебные инстанции правомерно удовлетворили заявление конкурсного управляющего.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники

В целях получения налоговой выгоды налогоплательщик несет ответственность за достоверность первичной документации и проверку своих контрагентов

Об этом заявил ФАС Поволжского округа, пояснив, что налогоплательщики обязаны предпринять все меры, установленные законодательством, для предоставления достоверных первичных документов, на основании которых происходит исчисление и уплата налогов. В Постановлении № А72-9513/2013 от 25.04.2014 ФАС отметил, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике-покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, исчисляющим итоговую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Невыполнение налогоплательщиком условий, касающихся достоверности сведений, является основанием для вывода о неверном определении налогооблагаемой базы, неполной уплате налога и основанием для привлечения к налоговой ответственности. Налоговые вычеты по НДС носят заявительный характер, в связи с чем именно на налогоплательщика возложена обязанность доказать правомерность и обоснованность уменьшения налогооблагаемой базы по НДС, в том числе путем представления документов, отвечающих критериям статей 169, 171, 172 НК РФ. При этом документы, подтверждающие расходы, должны отражать достоверную информацию и подтверждать реальность произведенной операции.

Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике-покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками. Проведенными в отношении контрагента общества контрольными мероприятиями установлено, что контрагент имеет признаки фирмы-однодневки, а именно: отсутствие основных средств, отсутствие работников и лиц, приравненных к работникам по договорам гражданско-правового характера. Учредитель и руководитель контрагента по документам пояснила, что она не является и никогда не являлась директором общества, никаких документов от имени общества не подписывала. Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к правомерному выводу о нереальном характере операций налогоплательщика с ООО «Атон», в связи с чем обоснованно признали оспариваемое решение налогового органа в рассматриваемой части законным. При этом установлено судами и не противоречит материалам дела, что при выборе контрагента общество действовало без должной осмотрительности и осторожности. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники

Кадастровую стоимость можно оспорить

В середине мая Минфин совместно с Минэкономразвития России предложили внести изменение в налоговое законодательство с целью изменения формулы исчисления налога физических лиц на принадлежащее им недвижимое имущество.
В частности, в качестве налоговой базы предполагается использовать не инвентаризационную стоимость, а кадастровую стоимость объектов недвижимости.
Прецеденты использования кадастровой стоимости в качестве налоговой базы свидетельствуют о том, что налоговая нагрузка может существенно возрасти. При том что установленные законом способы снизить ее являются недостаточно эффективными. Предлагаемое снижение ставки налога вряд ли будет сдерживать увеличение налогового бремени.
Кадастровая стоимость сейчас используется как основа для исчисления земельных платежей, а также для исчисления налога на имущество организаций в отношении ряда особых объектов недвижимости (деловые центры, торговые комплексы, офисные здания и др.). Она определяется оценщиком по результатам исполнения государственного заказа. Заказчиком выступает исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Во многих случаях определенная таким образом кадастровая стоимость оказывается в разы больше рыночной. Соответственно, существенно возрастают размеры платежей, исчисляемых на основании такой стоимости.

Глава СП сомневается в возможности ввести налог на недвижимость физлиц с 2015 года
В такой ситуации актуальным может оказаться вопрос оспаривания кадастровой стоимости.
В соответствии с действующим законодательством сделать это можно в специальной комиссии или в арбитражном суде. Правда, в административном порядке оспаривание до сих пор нельзя было назвать эффективным. Комиссии, созданные при управлениях Росреестра по субъектам, отклоняют большинство подаваемых заявлений без какой-либо мотивировки.
В результате суды перегружены исками об оспаривании решений комиссий и пересмотре кадастровой стоимости. В 2013 году судами было рассмотрено более 9 тыс. таких исков.
Зато практика рассмотрения указанных споров обнажила большое количество проблем, из-за которых истцы не в состоянии защитить свои права на уплату экономически обоснованного налога. Так, например, во многих субъектах РФ (в том числе в Москве и Санкт-Петербурге) работы по определению кадастровой стоимости стали проводиться ежегодно. Ежегодно утверждается новая кадастровая стоимость, на основании чего истцы получают отказы в исках. В этом случае процедура оспаривания кадастровой стоимости фактически не функционирует. Новый иск вновь потеряет смысл с утверждением новой стоимости в конце года. При этом согласно текущей судебной практике вернуть переплаченные ранее платежи нельзя.
Иной проблемой может явиться изменение подведомственности споров об оспаривании кадастровой стоимости
Судебная практика по этой категории споров сейчас еще только формируется, позиции судов к разрешению схожих вопросов зачастую диаметрально различаются. Однако можно утверждать, что проблем в области кадастровой оценки масса.
Введение в такой ситуации нового налога, который затронет интересы широких слоев населения, может эти проблемы существенно обострить.
Можно прогнозировать увеличение числа судебных споров. В настоящее время на оспаривание стоимости, как правило, отваживаются крупные землевладельцы и собственники недвижимости, когда переплаты исчисляются миллионами рублей. С принятием законопроекта суды, и так перегруженные работой, могут не справиться с наплывом однотипных исков от граждан-налогоплательщиков.
Иной проблемой может явиться изменение подведомственности споров об оспаривании кадастровой стоимости. Законопроект, внесенный в Госдуму, предусматривает исключение из компетенции арбитражных судов дел по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости и отнесение рассмотрения дел указанной категории к компетенции судов общей юрисдикции. Арбитражные суды вырабатывают подходы к разрешению кадастровых споров на протяжении нескольких лет. Немаловажную роль в этом пока еще играет Высший арбитражный суд РФ (который, впрочем, скоро будет упразднен). В системе судов общей юрисдикции какие-либо системообразующие наработки и разъяснения отсутствуют.
В целом процедура оспаривания в суде (с учетом обжалования судебных актов) может затянуться на несколько лет. А учитывая другую законодательную инициативу, в соответствии с которой стоимость сначала в обязательном порядке надо будет оспаривать в комиссии (проект изменений в закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части совершенствования государственной кадастровой оценки), срок может еще и увеличиться.

Мосгордума одобрила переход к новой системе налогообложения для торговых и офисных центров
Недостаточная же эффективность предлагаемых средств снижения завышенной кадастровой стоимости может привести к росту социальной напряженности.
Очевидно, что до введения рассматриваемого налога следует обобщить и проанализировать существующую практику применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы.
С нашей точки зрения, прежде всего подлежат пересмотру нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости. Колоссальная разница между рыночной и кадастровой стоимостью создает необходимость оспаривания последней. Причины образования такой разницы должны быть устранены.
Также должна быть оптимизирована работа комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Как указывалось выше, сейчас решения комиссий в основном отрицательные и заявители вынуждены обжаловать их в суде.
И наконец, в судебной системе должны быть выработаны однозначные подходы к разрешению кадастровых споров. Процедура оспаривания должна быть быстрой и эффективной, лишенной подводных камней.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники

Налог на прибыль обособленного подразделения

В письме от 23 мая 2014 г. № 03-03-РЗ/24791 Минфин РФ напомнил, что организации, у которых есть обособленные подразделения, платят налог на прибыль (в части, зачисляемой в региональные бюджеты и бюджеты муниципальных образований) как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения обособленных подразделений. Сумма налога, которую следует заплатить по месту нахождения обособленного подразделения, рассчитывается, исходя из доли прибыли этого подразделения.

Чиновники разъяснили, что правила расчета доли прибыли обособленного подразделения изложены в пункте 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ. Для ее определения необходимо знать удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения в остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в целом по организации.

При осуществлении такого расчета учитывается только остаточная стоимость основных средств. Остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (например, капвложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество) в расчете не участвует.

Под ОС в целях налогообложения прибыли понимается имущество первоначальной стоимостью более 40 000 рублей, которое используется в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники

Получение ИНН физического лица через Интернет

На сайте Управления в блоке online-сервисов реализована в электронном виде государственная услуга по процедуре подачи заявления о выдаче документа, подтверждающего присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).

Для заполнения заявления необходимо на главной странице сайта в разделе «Электронные услуги» выбрать услугу «Подача заявления физического лица о постановке на учет». Для удобства налогоплательщика в сервисе есть подробное описание действий и подсказки, помогающие заполнить предложенную форму и направить ее в налоговую инспекцию.

Получить Свидетельство о постановке на учет можно только при личном посещении налогового органа по месту жительства после получения уведомления в установленный срок. При себе необходимо иметь документ (документы), удостоверяющий личность физического лица и подтверждающий его регистрацию по месту жительства.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники

Утвержден перечень бытовых услуг, в отношении которых применяется ЕНВД

Письмо ФНС РФ от 15.09.2011 N ЕД-4-3/15086@

ФНС привела новый перечень бытовых услуг, в отношении которых с 1 июля 2011 года применяется единый налог на вмененный доход. Изменения связаны с приказом Росстандарта, который скорректировал Общероссийский классификатор услуг населению.
В данный перечень вошли такие виды услуг, как отделка верха обуви, изготовленной из специфических кож; ремонт покрывал, штор; услуги соляриев и т.д. Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению бытовые услуги, обозначенные в перечне, с 01.07.2011 обязаны применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на общих основаниях. Читать далее

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники

Пенсионеры не должны платить налог на имущество

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Существуют некоторые исключения из данного правила. В качестве одного из таких исключений выступают пенсионеры. Лица, достигшие пенсионного возраста (или до его достижения) и получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц.
Напомним, что право на оформление трудовой пенсии по старости возникает, по общему правилу, при достижении возраста соответственно для мужчин — 60 лет и для женщин — 55 лет. Пр этом условия назначения пенсии не играют роли для целей налогообложения. Такие же правила действуют и в отношении лиц, которым пенсия назначена до достижения ими пенсионного возраста, указанного выше.

Письмо Минфина РФ от 29.09.2011 N 03-05-06-01/69

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники

ЕНВД: налогом облагается деятельность по оказанию бытовых услуг только в отношении физических лиц

Разъяснения по данному вопросу содержатся в Письме ФНС РФ от 07.11.2011 N ЕД-4-3/18522@

Деятельность по оказанию бытовых услуг подлежит налогообложению в виде ЕНВД. При оказании бытовых услуг налогоплательщики единого налога на вмененный доход применяют договор бытового подряда. При этом Минфин отмечает, что налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются только те организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают физическим лицам платные услуги.
В письме указано, что если такие услуги оказываются хозяйствующим субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), то они не подпадают под систему налогообложения в виде ЕНВД. Таким образом, ведомство приходит к выводу, что на систему налогообложения в виде ЕНВД переводятся только те организации и индивидуальные предприниматели, которые по договорам бытового подряда устанавливают кодовые замки и домофоны в индивидуальных жилых домах (коттеджах, дачах и т.п.) и тем самым удовлетворяют личные (бытовые) потребности конкретных заказчиков этих услуг — физических лиц.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники